О проектировании web-интерфейсов и минимализме в дизайне

Я довольно долго занимался web-дизайном и могу со всей ответственностью вам заявить: «дизайн действительно должен быть минималистичным». Но проблема в том, что это и без меня уже слышали тысячу раз, однако понимают и применяют на практике почему-то единицы. Зачастую, чтобы пояснить эту несложную мысль противопоставляют минимализм простоте. Сайту нужен минимализм, но не простота. Однако как отличить первое от второго и сделать таки сайт, который не будет раздражать взгляд посетителя, а, напротив, заставит его задержаться?

Начнём с того, что в подавляющем большинстве случаев люди ходят в интернет за информацией, а за эстетическим удовольствием идут в картинную галерею. Поэтому первое и самое главное, что есть на сайте – это контент, т.е. непосредственно информация. Значит ли это, что дизайн вторичен? И да, и нет. Дизайн должен в первую очередь позволить эту информацию получить. Максимально быстро легко и без лишних затрат времени. Т.е. на первом месте должна стоять функциональность дизайна и соответственно интерфейса. Создание элегантного меню и красивой панели поиска являются не самоцелью и не должны отвлекать на себя внимание, а должны позволять пользователю быстро и беспрепятственно найти то, зачем он пришёл на сайт.

И здесь мы приходим к функциональному отличию минимализма от простоты. Минимализм подразумевает наличие всех инструментов, которые, скорее всего, понадобятся посетителю, но с обязательным следованием принципу бритвы Оккама. Простота же в дизайне может привести к тому, что у пользователя не будет привычных ему инструментов, и он уйдет с сайта так же как и ушёл бы с перегруженного графикой, сверкающего и раздражающего зрения сайта.

Есть ещё и эстетическое отличие, но здесь разницу обяъснить сложнее, чем показать. Однако в данном случае прекрасным примером миниализма может послужить, например, flickr.com, на котором всё сразу понятно и аккуратно, а примером простоты – большинство личных страничек на narod.ru.

Помимо этого очень важно держать в голове стандарты. Когда вы думаете, где разместить (и размещать ли вообще) навигационное меню, где логотип, а где название сайта думайте в первую очередь о том, как это реализовано на большинстве (обычно самых посещаемых) сайтов. Для иллюстрации того, к чему приводит несоблюдение стандартов, представьте себе, что в новой версии Windows кнопочки свернуть-развернуть-закрыть поменяются местами. Примерно то же самое чувствует пользователь пришедший, чтобы прочитать статью, но вынужденный разбираться в особенностях интерфейса.

Исключением могут быть сайты, основная цель создания которых не информирующая, а развлекательная или привлекающая внимание. Например, сайты посвященные премьерам фильмов или сайты музыкальных групп и т.д. Здесь может ценить оригинальность, яркость и всё прочее, но об общих принципах не стоит забывать даже в этом случае.

2 Comments

  1. Согласен с автором статьи, что в основном пользователь ищет в интернете какую-либо информацию, а не яркие, красивые картины или надоедающую рекламу. За первым лучше обратиться к другим источникам, так как качество изображений в интернете оставляет желать лучшего, да и не все можно разместить на мониторе размером экрана “19-21″дм. Я согласен и полностью поддерживаю, что минимализм должен присутствовать в любом сайте, но нужно это правельно подать, так чтобы пользователь не “убежал” с сайта через 10 секунд.

  2. Согласен с автором статьи, что в основном пользователь ищет в интернете какую-либо информацию, а не яркие, красивые картины или надоедающую рекламу. За первым лучше обратиться к другим источникам, так как качество изображений в интернете оставляет желать лучшего, да и не все можно разместить на мониторе размером экрана “19-21″дм. Я согласен и полностью поддерживаю, что минимализм должен присутствовать в любом сайте, но нужно это правельно подать, так чтобы пользователь не “убежал” с сайта через 10 секунд.

Leave a Reply