MBA: «за» и «против»

После трех месяцев решил резюмировать первые мысли и впечатления от MBA. Интересно, как все поменяется в будущем. Говорят, что в начале выше стресс так как очень сложно расставлять приоритеты. Не знаешь – за что хвататься, но и больше воодушевления так как все новое. Потом осваиваешься и начинаешь ко многому относиться иначе.

Собственно, таблица — отражение моих собственных размышлений и первых впечатлений. Практически все пункты имеют обратную сторону. Например, жестокий отбор с одной стороны, но интересные, умные и успешные одноклассники с другой стороны в результате. Поэтому постарался разбить на 2 части.

MBA

1. Что вам может понравится в MBA

  • Новая жизнь в широком смысле. От страны до круга общения.
  • Возможности. Шанс поменять географию, свою сферу деятельности или индустрию. Пожалуй, самое важное.
  • Саморазвитие. Шанс активно искать себя, пробовать разное и новое.
  • Карьера. Несмотря на «отпуск от обычной работы» — это не отъезд в Таиланд и не курс философии в университете — MBA добавляет ценность с точки зрения карьеры.
  • Люди. Знакомства с молодыми умными и энергичными людьми со всего мира, с которыми можно обмениваться мнениями, опытом, планами.
  • Учеба. Самоценные знания, сильные профессора. 
  • Практичность. Несмотря на обилие цифр и формул, которые нужно будет переварить, все стараются заточить на практическое применение. знаний, все очень конкрентно заточено на применение. 
  • Язык. Очевидно, но это возможность поднять уровень владения языком.
  • Непредсказуемые совпадения. Все те знакомства, проекты и разговоры, которые не состоялись бы, если продолжать общаться в том же кругу на том же месте. Пожалуй, самый важный пункт и хочется верить, что скрытая ценность как раз там, где ее сначала не увидишь, но в конце соединишь точки.
2. Что вам может не понравится в MBA

  • Затраты времени. Придется потратить огромное количество времени, чтобы иметь хотя бы небольшой шанс попасть в топовую школу:
    • В моем Berkeley-Haas еще и меньше обычного класс, что увеличивает конкуренцию. 240 человек и 4500+ заявок. 
    • В этом году из России взяли очень много людей, аж 5. Но нужно понимать, что конкурируешь не за 5 мест, а за одно-два, да и то, если это еще хороший год, так как большинство обычно занимают ребята с очень типичным опытом работы. У нас, например, трое из пяти из компании McKinsey. Соответственно, если у вас, как и у меня, немного менее стандартный путь и вы не из топового консалтинга или банкинга, то нужно понимать, что будет сложнее.
    • Нам озвучили интересную статистику. Приемная комиссия отклонила 80% людей с GMAT 750 и выше. Для тех, кто не в курсе, результат в 750 — это 98 персентиль, т.е. его получает 2 человека из 100 сдававших тест. Русских, получивших такой результат и выше еще меньше так как нужна комбинация очень хорошего английского, очень хорошей математики и усердия.
    • Случайный фактор. Самое сложное психологически, конечно, в том, что ничего не гарантировано. Большинство людей, потративших время на подготовку к GMAT, на эссе и рекомендации, в итоге все равно получает отказ.
    • Сам процесс долгий: за год до начала учебы нужно уже подать полный пакет документов, а его подготовка начинается обычно за многие и многие месяца до этого.
  • Огромная стоимость. К сожалению, привычного нам понятия «бюджетное место» в жестоком капиталистическом мире не существует. Поэтому придется копить деньги, тратить время и силы, чтобы податься на множество стипендий, общаться с отделом FinAid и брать кредиты на 25 лет. Стоит иметь в виду, что помимо оплаты учебы, очень много средств на переезд и жизнь в течение года-двух.
  • Огромные альтернативные издержки. Все же в наше динамичное время за два года можно сделать очень многое, тем более имея денежный ресурс. Можно попробовать сразу создать свой бизнес. Оставшись на работе можно получать зарплату, повыситься, поменять компанию и так далее. Можно отправить в путешествие на яхте по океану… Плюс, при всей практичности и проектной работе, учеба как деятельность — все же более пассивный процесс, чем, например, построение своего проекта.
  • Высокий риск. Не всем комфортно идти на такие риски, прыгая и в процессе разбираясь с парашютом.
  • Ограниченная гибкость. Все же, когда учишься сам, по книжкам или онлайн, то делаешь это в удобное время, прокручиваешь неинтересное и знакомое, а здесь за тебя определено расписание, нужно обязательно присутствовать в классе. Определенная гибкость все же достигается через выбор electives, но здесь тоже есть рамки.
  • Отсутствие времени. В календаре у меня зачастую по 3 мероприятия заходят одно на другое. И это только релевантное, предварительно отобранное. Или вот еще пример. Черновик этого поста сначала начинался «после двух недель», потом «прошло три недели», теперь «после трех месяцев»… Блог — явно не первый приоритет. Нередко слышишь, от бывших консультантов, привыкших работать 60+ часов в неделю, что загруз высокий и что сложно успевать все.
  • Непривычная роль студента. Может быть не комфортно находиться в статусе студента после того, как много лет работал на «серьезных» менеджерских позициях. Это, конечно, graduate программа, средний возраст 27 лет, и отношение не такое же как к молодым ребятам, получающих бакалавра, но все же как к студенту. Примеры: обязательная посещаемость, различные жесткие требования к домашней работе.
  • Изучение знакомых вещей. 
    • “Soft” курсы вроде лидерства часто базируются на книгах популярной психологии таких авторов как Malcolm Gladwell, Daniel Pink, Daniel Kahneman и других. Обсуждаются cognitive biases и тому подобные вещи. Соответственно, если вы, как и я, интересовались этим ранее, то может быть скучно местами. Частично спасает применение этого на практике с другими студентами.
    • С точки зрения “Hard” курсов вроде финансов, опять же иногда опыт в определенной сфере для некоторых делает курсы менее полезными, но в таком случае можно попытаться их попробовать досрочно сдать. 
    • В целом, если заканчивал экономический факультет и работал менеджером, то многие вещи уже знакомы. Некоторое время я думал, что с точки зрения познания нового было бы интереснее учиться чему-нибудь совершенно другому, будь то нейрофизиология или городское планирование. Это, впрочем, отдельный вопрос.
  • Оффлайн. В классах обычно запрещено использовать гаджеты, чтобы все были максимально вовлечены в процесс. Соответственно, много часов в день ты более-менее недоступен для окружающего мира. Это может быть проблематично, если ты, например, управляешь своим web проектом и хочешь иметь возможность реагировать на какие-то проблемы более быстро.
  • Отдаление от функциональной и индустриальной специфики. Обратной стороной изучения широкого круга вещей может быть то, что есть риск немного отстать от в плане своей основной деятельности, особенно если работал в очень динамичной сфере, где постоянно появляются новые инструменты, технологии и подходы. Опять же, это сильно зависит от конкретной ситуации.
  • Визы. Это актуально только для США и для международных женатых студентов. Вы получите студенческую визу F1, а ваша жена — зависимую визу F2. Это значит, что она не сможет работать.
  • Бесполезные курсы. Каким бы топовым университет не был и какими звездными не были бы преподаватели, некоторые классы все равно могут оказаться потерей времени. И денег. Большого количества времени и денег. Но, если это основной курс, то посещать его все равно придется.

3. Что вам может понравится или не понравится, в зависимости от приоритетов

  • Доля международных студентов. В большинстве школ, включая Berkeley-Haas, большинство студентов — это все же местные. Лично я бы наверное предпочел большую долю международных студентов из соображений разнообразия дискуссий, опыта, знакомств, мнений. Но с другой стороны в таких школах как LBS и INSEAD, где доля очень высокая, есть риск слышать и учить немного не тот английский.
  • Конкуренция.
    • В результате предыдущего пункта, приходится конкурировать с людьми, которые в среднем живут здесь без малого 30 лет, великолепно знают все нюансы американской системы образования, идеально владеют языком и т.д.
    • Даже если вам все всегда говорили, что у вас прекрасный английский, вы все равно заметите, что звучать также убедительно, интересно и живо как местные все же сложно. В классе заметна разница между комментариями американцев и приехавших.
    • В целом, высокий уровень. Думали, вы круче всех пользуетесь компьютером? Подумайте еще раз. Думали, вы быстро работаете в экселе. Подумайте еще раз. You get the point.
    • Ребята в основном не только не глупые, но и трудолюбивые. Я иногда спрашивал, готовились ли они к какому-то экзамену, на что отвечали, что немного. Но по факту это означало много часов. Возможно, это эффект начала учебы и начиная с весны приоритеты у большинства поменяются.
    • Сама система работает несколько иначе. Оценки привязаны к успеваемости класса в среднем. Типично слышать от людей, закончивших экономические факультеты ведущих ВУЗов России со средним балом 4.9-5.0, что они оказываются ниже среднего уровня по классу даже потратив много сил на подготовку. Это не играет принципиальной роли, но не стоит иметь ложных ожиданий по поводу того, что учиться совсем не придется.
  • Страна и конкретное место. Очень важный фактор, который иногда недооценивают. Все же год — два вы своей жизни вы проведете в нем. А может и останетесь. Влияет как на прагматичные вещи вроде близости к интересующим компаниям, так и просто на качество жизни. Кому-то нравится одна культура, кому-то другая, кто-то хочет жить в спокойном тихом месте, а кто-то на Manhattan.

Получилось несколько суховато, но зато честно и всесторонне. Надеюсь, интересующимся будет полезно.  Не считайте по количеству пунктов. Очевидно, что вес у них совершенно разный.

2 Comments

    1. Наверное 🙂 Но хоть и абстрактные, но при этом и более значительные на самом деле.

Leave a Reply