Скрытый маркетинг

Последняя тенденция в маркетинге – это скрытый маркетинг. Не буду писать длинных вступлений на тему блогосферы, силы блогов в формировании общественного мнения и вообще всей этой веб2.0 революции, об этом вам и без меня уши прожужжали, в 21 ведь все же веке живем.

Так вот концепт скрытого маркетинга ближе всего к тому, что принято в народе называть «джинса». В сущности это реклама, не отделенная от контекта и в этом вся двусмысленность. С одной стороны это дает невероятную силу рекламе с другой стороны это кажется совсем уж не этичным и вызывает внутреннее отторжение. Так что же такое скрытый маркетинг, хорошо это или плохо?

Мы привыкли к тому, что реклама очень четко отделена от «не рекламы». Любой зритель TV отличит фильм от рекламного ролика, любой слушатель радио – песню от рекламного сообщения, а любой web серфер контент сайта от баннера или от контекстной рекламы а-ля Google Adsense. Причем, когда количество просмотренных страниц в сети меряется тысячами и миллионами, это происходит совершенно автоматически на уровне условного рефлекса: «Вот это сайт, а это реклама, ее всерьез принимать не стоит». Аналогичная ситуация с поиском, глаз сразу ищет то, что называется natural search results, а блоки контекстной рекламы практически даже выпадают из поля зрения. Эффективность, конечно, падает, но все «честно», пользователя предупредили «сейчас мы вам будем продавать» и он уже через соответствующий фильтр пропускает информацию.

Скрытый же маркетинг подразумевает покупку рекламных сообщений, которые вставляются непосредственно в текст сообщения. Теперь, когда каждый сам себе журналист и может писать, что хочет и читать, что хочет это кажется очень перспективным, ведь у некоторых блоггеров сотни, тысячи и даже десятки тысяч читателей только в рунете. Вот пишет себе человек о том, что машину выбирает и между прочим отмечает, что вот походил по салонам, посидел внутри разных моделей, поводил немного и понял, что модель X вне конкуренции. Так как сообщество блоггерское почти дружеское (что особенно заметно не в среде stand alone blogs, а во всевозможных соц. сетях а-ля ЖЖ), то и доверие автору почти как другу, ведь друг не будет за чашечкой чая на кухне рекламировать невзначай проплаченный продукт. А здесь все сложнее, блоги бывают очень популярные и, несмотря на то, что они все равно личные и отражают субъективное мнение одного человека, что создает иллюзию личного общения, могут использоваться для продвижения услуг и товаров.

Важно заметить, что совершенно даже необязательно подходить к скрытому маркетингу именно как к постоянной периодической планомерной рекламе какого-то продукта. Блоггерское сообщество очень чувствительно и представляет собой идеальный пример того самого word of mouth marketing. Что-то интересное сразу подхватывается остальными и превращается в вирусную идею. Если это что-то действительно хорошего качества. Но иногда может быть достаточно мнения одного авторитетного мнения известного блоггера, чтобы целая толпа читателей решила выделить полчасика на то, чтобы «попробовать». Например, стоит написать в блоге с большой аудиторией о том, что новый сервис от Яндекса ничем не уступает аналогичному от гугла, как десятки-сотни людей решат попробовать, а потом, конечно же, напишут об этом в своих блогах. А дальше уже эффект домино.

Однако лично мне такая ветвь развития кажется тупиковой. И вот почему. Автор блога высказывая свое личное мнение и получая определенное количество читателей, набирает постепенно вес своего мнения. Приобретает он его в первую очередь за счет доверия и своей положительной репутации. Блог для читателей служит источником информации, поводом для размышлений и знакомств. И здесь очень важно, что если автор что-то рекомендует, то делает это искренне, потому как ему действительно самому что-то понравилось и предпочтение одного продукта или услуги сформировалось под влиянием определенных объективных факторов. Именно отсюда и проистекает доверие. Поэтому происходит что-то вроде подрыва основы блоггинга, переход его на коммерческую основу, но при этом скрыто без манифестации.

Впрочем, я не стал бы называть этот тренд негативным в связи с тем, что рынок все отрегулирует сам. А именно большинство увлеченным своим делом блоггеров не будут за весьма скромную денежную компенсацию отступать от своих принципов и вставлять в свои заметки проплаченные элементы. А читатели в свою очередь обычно доверяют людям со сложившейся репутацией, которые наработали «вес» своего мнения многими и многими нейтральными записями. Конечно, появится некоторый небольшой рынок, есть спрос и есть предложение. Через некоторое время он даже расшириться, когда работодатели преодолеют свой консерватизм и скепсис относительно скрытой рекламы в сети, но реально прибыльным и крупным он, скорее всего, не станет. Потому как такая реклама имеет смысл только в действительно популярных блогах. А блогосфера, тем более на таком уровне – это сплошные персоналии, которые уже имеют сложившуюся аудиторию и для которых блоггинг, как правило, хобби, а не постоянный вид деятельности. Следовательно, извлечение из него прибыли не является критичным, но если уж захочется, то большинство предпочтет повесить обычную контекстную рекламу. Действовать же на другом уровне и покупать заметки в не очень известных и раскрученных журналах не так эффективно и слишком проблематично, проще воспользоваться традиционными методами продвижения.

Но сам по себе этот феномен очень интересен. Потому как происходит некий paradigm shift, вдруг ловишь себя на мысли о том, что отчасти потребляемая тобой информация может быть направлена на достижение чьего-то коммерческого интереса. Как следствие появляется здоровый скепсис и это очень важно.

Related:

2 Comments

Leave a Reply