Уроки из What Would Google Do Jeff Jarvis’а

Недавно дочитал What Would Google Do Jeff Jarvis’а. Судя по названию, никаких особенных откровений я не ожидал, но она оказалась весьма глубокой и даже визионерской. Я даже слегка снова пожалел, что пошел учиться на экономиста, а не программиста 7 лет назад…

WWGD оказалась в общем-то не только и не столько о Гуле, сколько о том, как бизнес, экономика, взаимоотношения организаций и людей, да и мир в принципе меняется в связи с распостранением и упрощением технологий и Интернет. Круг тем широк: от гугловского алгоритма PageRank (кто еще об этом не написал?), до Facebook, новых медиа, индивидуальных решений, взаимотношений с потребителями и клиентами, блогов, твиттера, контекстной рекламы, поисковой оптимизации, управления онлайн сообществами и государственной политики.

У меня появилось несколько идей для своих проектов, после попыток проецировать концепты из книги на свою жизнь. Ниже мой небольшой список уроков, которые возможно пригодятся и вам.

1. Фокус на платформах и сетях

Многие IT компании, включая и Гугл получают свое конкурентное преимущство не столько от продуктов как таковых, сколько в результате творческой деятельности пользователей этих продуктов.

Apple продвигает платформу разработки под iPhone. Facebook предлагает широкий набор инструментов пользователям и вебмастерам. Они понимают, что чем проще пользоватлеям создать что-то свое на базе сервиса, тем более конкурентоспособным он будет. Но и небольшие компании, сайты, блоги могут получить массу преимуществ применяя краудсурсинг.

2. Получение доверия через потерю контроля и прозрачность

Потребители, клиенты, читатели, партнеры. С кем бы мы не взаимодействовали, стейкхолдеры всегда захотят знать о компании, сервисе и бренде максимум правды. Сейчас становится все проще её найти. В поисковой выдаче можно обнаружить блог пост с названием «Вашбренд – полный отстой» сразу за ссылкой на официальный сайт. В связи с этим, лучше быть транспарентным с самого начала вместо того, чтобы пытаться прятать правду.

3. Ранний запуск

Это связано с предыдущими идеями и, как мне кажется, очень хорошо отражает все современные тренды со стартапами и быстрой разработкой. Идея проста. Вместо создания на 100% совершенного продукта, сайта или просто блога и последующего широкого «запуска», чтобы узнать об отсутствии ниши, иногда лучше создать первую альфа версию с минимальной функциональностью и потом взаимодействовать, даже сотрудничать с клиентами, посетителями, читателями, чтобы лучше понять потребности рынка и предложить соответствующее решение.

4. Поддержка пользователей вместо традиционного масс-маркетинга

Личные рекомендации, т.н. word of mouth, всегда были приоритетом в мире маркетинга. Однако, наиболее эффективные способы получить их теперь отличаются. Зачастую проще получить позитивные отклики путем открытого диалога с клиентами и потребителями. Даже с наиболее горясо ненавидящими бренд и стремящимися рассказать о своей ненависти всем. С ними в особенности.

5. Организация сообществ вместо посредничества

Конкурентное преимущество посредников во владении информацией, доступ к которой ограничен. В наши же дни постепенно интернет и Гугл способствуют все в большей степени свободному течению информации, даже если это кому-то не нравится. В результате в долгосрочной перспективе все посредники, которые не создают дополнительной реальной ценности имеют все шансы вымереть, если не смогут адаптировать свои бизнес-модели.

Перспективная модель для компаний, которые пытаются создать сообщество вокруг определенного продукта, сервиса, проблемы и интереса или места – это сосредоточиться на предложении более эффективного способа организации сообществ. Как правило, сообщество уже существует в том или ином виде, есть лишь шанс предложить более удобный формат обмена информацией и поучаствовать в диалоге.

Инсайты же по конкретным индустриям: рестораны, страхование и даже государственная политика стоит искать в книге.

Если вы по-прежнему не уверены, насколько вам такое интересно, можете посмотреть презентацию книги самим Джефом (англ.) на fora.tv:

Если таки решились, то вот бумажная версия.

В лучших традициях открытого диалога и недоделанных до конца продуктов, этот пост тоже лишь черновик с первыми мыслями, приглашение к дискуссии.