Об искусстве, фотографии, музыке, культурном потреблении, технологиях и доля лытдыбра

Задумался я тут недавно о вот какой штуке. Многие виды искусства в последние годы (как вариант десятилетия) теряют в некотором смысле свою ценность. Не в эстетическом, разумеется, а экономическом смысле. Попробую объяснить, о чём это я собственно. Ранее как создание так и потребление многих культурных продуктов или предметов искусство было менее доступным. Несколько столетий назад писало музыку и картины, играло в театре куда меньше людей. А с другой стороны, меньшее количество людей имело возможность всё это увидеть и услышать. Со временем ситуация менялось и вот уже любой желающий мог прикупить себе гитару или наприсовать что-нибудь этакое в фотошопе или каком-нибудь пейнтере. В итоге рынок завален горами одинаково скучных инди-групп, которых при каждом арт колледже в Европе десяток, интернет завален фотографими, потому как уже едва ли не любой желающий может купить фотоаппарат и не разбираясь со всякими заморочками вроде негативов и печати фотографий начать снимать. И ведь едва ли не у каждого второго зеркалка.

Так вот. С другой стороны (со стороны потребления) происходит что-то похожее. Мы как бы привыкаем, что всё можем получить быстро и бесплатно. Уже не нужно искать какой-нибудь редкий диск или пластинку по всему городу, а потом платить за неё солидную сумму – всё за пару минут совершенно бесплатно скачается из торрентов. Пока допиваешь чай. Та же история с фотографией и живописью, все лучшие снимки и картины мира признанных и не признанных гениев в пределе пары кликов через Гугл. На жёстком диске полутерабойтовая коллекция любимой музыки, а last.fm всегда готов сыграть совершенно бесплатное с учётом личных вкусов. Этот стремительный рост предложения при не так уж растущем спросе как бы приводит к подсознательно ощущаемому снижению цены. Развитие технологий серьёзно ударяет по копирайту и возможности зарабатывать на информационных продуктах, но это уже совсем другая тема. Отдельно хочется поднять здесь тему того, что с массовостью приходит и мейнстримовость, коммерциализация и прочая голливудщина, но это опять же на отдельный пост.

В итоге происходит интересное: походу на выставку часто может преподчесть интернет сёрфинг, а конкурентом походу в театр или кино вполне может быть загрузка 700 мегабайтового DVDRip файлика. Бесплатно, быстро, удобно. Мне вот интересно, когда вы последний раз покупали фильм? Или музыкальный диск? Кажется, что на последнее сейчас тратят деньги только для того, чтобы сказать «спасибо» исполнителю… И со временем, похоже, концерты имеют все шансы стать единственным способом заработка для музыкантов.

Несмотря на это, мы за последние месяца в Москве как раз выбираемся в основном на всевозможные культурные мероприятия: пару раз сходили на ВинЗавод, на Танцующие Портреты проекта Фабрика, в музей Пушкина, сегодня вот на Тёрнера. Это наверное сверхкомпенсация такая не слишком творческой на данный момент работы.

Иногда смотришь на картины и думаешь, что возможно в интернете ты пролистал бы их куда быстрее, лишь бросая быстрый взгляд. Скорость-скорость-скорость. Иногда думаешь, что как бы выбираешь какую-то пассивную жизненную позицию, потребляя, что создали другие вместо того, чтобы делать что-то Своё. Впрочем, мысль о Своём Деле что-то в последнее время меня сильно тревожит. Но кажется и не меня одного.

Такой вот пост, не без сумбурности. А вы как относитесь к искусству, классическому и современному, готовы ли и тратите ли деньги и время на посещение различных выставок и перфомансов?

Burningman 2007

Если вы ещё не слышали о фестивале Burningman, проводящимся в пустыне Black Rock, Невада, США то срочно проходите ликбез и смотрите кучу невероятных фотографий оттуда. Мне лично жаль, что прошлым летом не было возможности туда съездить. Надеюсь наверстать когда-нибудь в будущем.

Как заработать фотографу в интернете, что такое стоковая фотография и фотобанки

Заинтересовался я недавно такой темой как стоковая фотография, изучил вопрос и решил обощить информацию в рамках небольшой статейки, которая, хочется верить, будет интересна не только фотографам, но им в особенности.


© RitterRunkel

Стоковое фото – это покупка/продажа высококачественных фотографий в высоком разрешении. С одной стороны фотографы, с другой журналы, рекламные агентства и просто эстеты, желающие повесить у себя дома распечатку красивой картинки в хорошем качестве. Посредники – так называемые фотобанки – сайты, являющиеся связующим звеном между фотографами и людьми, заинтересованными в их работах.


© RitterRunkel

Тема это довольно сильно распространена на западе и в куда меньшей степени у нас (кто бы сомневался!), у нас всё ещё есть журналы, работающие по принципу «все картинки, выложенные в сети – ничьи», но более же серьёзные издания понимают, что у каждого изображения есть законный владелец авторских прав. Кстати, авторские права являются не отчуждаемыми, можно лишь поделиться правом на использование для чего собственно, и созданы сайты. Схема упрощается, журналам не нужно искать лично фотографов и заключать с ними договоры, фотографам не нужно искать, кому бы продать свои фотографии, всё происходит автоматически. Фотографии загружаются на сайт, а заинтересованные люди их там покупают, за что фотограф получает своё вознаграждение.


© coffee-and-pepper

Некоторые фотографы (что самое интересное, зачастую непрофессиональные) умудряются делать несколько тысяч долларов на стоковой фотографии, хотя для этого, конечно, придётся поработать и золотых гор сразу никто не обещает. Но привлекает именно пассивность дохода, одни и те же изображения могут продаваться десятки и сотни раз без вашего участия. Например, на IstockPhoto вот эта симпатичная фотография была продана более 4600 раз.

Continue reading

Ещё пара рекомендаций

Находка номер раз: коллективный блог Etoday. Темы совершенно разные: фотография, мода, дизайн и многое другое. У меня он уже в ленте, вам тоже рекомендую, начните, например, с заметки о том, как Бренсон открывал новые бюджетные авиалинии Virgin America (об этом, кстати, недавно интересно писал urbansheep). Или посмотрите сумасшедшие фотографии Новой Зеландии или Сешельских островов.

Находка номер два: блог, посвящённый информационном дизайну VisualStyle. Они там выкладывали несколько отличных видеозаписей с культовой конференции TED, очень советую посмотреть презентацию Джонатана Хариса, в которй он рассказывает об одном своём очень эффектном проекте.