Заметки об MBA

Опубликовал в своем англоязычном блоге, который, кстати, обновляется чаще, три поста про MBA.

Беркли. МБА.

Переводить нет времени и желания, но знаю, что многим читателям этого блога может интересно. К тому же, если интересуетесь, то скорее всего по-английски читаете.

Random thoughts: Невидимое

В последнее время часто возвращаюсь к одной мысли. Мне кажется, что один из самых недооцененных навыков мышления — это способность видеть невидимое. Звучит абстрактно, но на самом деле всё конкретно и просто. Вот пара примеров.

©

Когда мы слушаем бизнес-презентации, то обычно стараемся интерпретировать те данные, что нам показывают. Например, графики, выводы, рекомендации. Но редко мы тратим столько же усилий, чтобы понять, что не было показано и что стоит ещё посмотреть.

Когда мы выбираем, чем заняться, то обычно просто учитываем плюсы и минусы этого выбора. Будь то занятие на следующее 5 минут или на всю жизнь. Но редко тратим столько же энергии, чтобы представить все те миллионы возможностей, которые мы упускаем решив в пользу чего-либо. Будь то просмотр вечером фильма, определенная задача на следующие полчаса на работе или выбор определенного карьерного пути. Выбрав, например, просмотр фильма, мы не думаем, что упустили чтение одной из тысяч книг написанных в этом году, возможность попробовать впервые в жизни попробовать написать или снять фильм самому или просто позаниматься спортом, позвонить друзьям или что-нибудь ещё из бесконечного поля возможностей.

Когда мы выбираем на что потратить деньги, то обычно думаем, стоит ли эта покупка того. Насколько нам этого хочется, насколько конкретный вариант соответствует ожиданиям, насколько приемлема цена. Но реже думаем о том, на что те же деньги мы могли бы потратить завтра или через 10 лет и как ценность тех вещей в будущем соотносится с той, что перед нами.

И вообще, когда нам жизнь предлагает 2 варианта, мы не задумываемся, не отказаться ли от выбора и не выбрать ли что-нибудь из миллиона других вариантов.

Я не знаю, что это и что об этом думают, и думают ли вообще, нейрофизиологи и психологи. Экономисты нечто похожее называют opportunity cost (альтернативные издержки), правда в гораздо более узком контексте. Но мне кажется, что это везде и повсюду. И наша жизнь могла бы быть намного лучше, если бы мы были более осознанными в этом плане. А может быть и нет. Ведь концентрируясь на этом, мы бы не концентрировались на многом другом.

Черный лебедь Нассима Талеба

Непредугадываемые события, случайности оказывают на нашу жизнь, мировую экономику, да и нашу жизнь куда большее влияние, чем принято считать — утверждает Нассим Талеб в своей книге Черный Лебедь. Черный лебедь, по аналогии с редким животным, — это такое событие, которое никто не смог предвидеть, но которое тем не менее произошло и которое пост-фактум все легко объясняют и признают вполне закономерным.

Так было с многими неожиданно начавшимися и затянувшимися войнами, с 11 сентября и, наконец, с последним финансовым кризисом. Тот факт, что мы недооцениваем влияние на нашу жизнь непредсказуемых событий серьезно влияет на то, как мы принимаем жизненные и профессиональные решения и, как следствие, формирует наш мир.

Если вы уже заскучали и вам захотелось задать вопрос «И что?», то я вас очень хорошо понимаю: такой вопрос меня посещал довольно часто вовремя прослушивания книги. Однако, в Лебеде хватает интересных мыслей и, при желании, из нее даже можно вынести некоторые применимые на практике идеи.

Continue reading

Об искусстве, фотографии, музыке, культурном потреблении, технологиях и доля лытдыбра

Задумался я тут недавно о вот какой штуке. Многие виды искусства в последние годы (как вариант десятилетия) теряют в некотором смысле свою ценность. Не в эстетическом, разумеется, а экономическом смысле. Попробую объяснить, о чём это я собственно. Ранее как создание так и потребление многих культурных продуктов или предметов искусство было менее доступным. Несколько столетий назад писало музыку и картины, играло в театре куда меньше людей. А с другой стороны, меньшее количество людей имело возможность всё это увидеть и услышать. Со временем ситуация менялось и вот уже любой желающий мог прикупить себе гитару или наприсовать что-нибудь этакое в фотошопе или каком-нибудь пейнтере. В итоге рынок завален горами одинаково скучных инди-групп, которых при каждом арт колледже в Европе десяток, интернет завален фотографими, потому как уже едва ли не любой желающий может купить фотоаппарат и не разбираясь со всякими заморочками вроде негативов и печати фотографий начать снимать. И ведь едва ли не у каждого второго зеркалка.

Так вот. С другой стороны (со стороны потребления) происходит что-то похожее. Мы как бы привыкаем, что всё можем получить быстро и бесплатно. Уже не нужно искать какой-нибудь редкий диск или пластинку по всему городу, а потом платить за неё солидную сумму – всё за пару минут совершенно бесплатно скачается из торрентов. Пока допиваешь чай. Та же история с фотографией и живописью, все лучшие снимки и картины мира признанных и не признанных гениев в пределе пары кликов через Гугл. На жёстком диске полутерабойтовая коллекция любимой музыки, а last.fm всегда готов сыграть совершенно бесплатное с учётом личных вкусов. Этот стремительный рост предложения при не так уж растущем спросе как бы приводит к подсознательно ощущаемому снижению цены. Развитие технологий серьёзно ударяет по копирайту и возможности зарабатывать на информационных продуктах, но это уже совсем другая тема. Отдельно хочется поднять здесь тему того, что с массовостью приходит и мейнстримовость, коммерциализация и прочая голливудщина, но это опять же на отдельный пост.

В итоге происходит интересное: походу на выставку часто может преподчесть интернет сёрфинг, а конкурентом походу в театр или кино вполне может быть загрузка 700 мегабайтового DVDRip файлика. Бесплатно, быстро, удобно. Мне вот интересно, когда вы последний раз покупали фильм? Или музыкальный диск? Кажется, что на последнее сейчас тратят деньги только для того, чтобы сказать «спасибо» исполнителю… И со временем, похоже, концерты имеют все шансы стать единственным способом заработка для музыкантов.

Несмотря на это, мы за последние месяца в Москве как раз выбираемся в основном на всевозможные культурные мероприятия: пару раз сходили на ВинЗавод, на Танцующие Портреты проекта Фабрика, в музей Пушкина, сегодня вот на Тёрнера. Это наверное сверхкомпенсация такая не слишком творческой на данный момент работы.

Иногда смотришь на картины и думаешь, что возможно в интернете ты пролистал бы их куда быстрее, лишь бросая быстрый взгляд. Скорость-скорость-скорость. Иногда думаешь, что как бы выбираешь какую-то пассивную жизненную позицию, потребляя, что создали другие вместо того, чтобы делать что-то Своё. Впрочем, мысль о Своём Деле что-то в последнее время меня сильно тревожит. Но кажется и не меня одного.

Такой вот пост, не без сумбурности. А вы как относитесь к искусству, классическому и современному, готовы ли и тратите ли деньги и время на посещение различных выставок и перфомансов?