Заметки об MBA

Опубликовал в своем англоязычном блоге, который, кстати, обновляется чаще, три поста про MBA.

Беркли. МБА.

Переводить нет времени и желания, но знаю, что многим читателям этого блога может интересно. К тому же, если интересуетесь, то скорее всего по-английски читаете.

Random thoughts: Невидимое

В последнее время часто возвращаюсь к одной мысли. Мне кажется, что один из самых недооцененных навыков мышления — это способность видеть невидимое. Звучит абстрактно, но на самом деле всё конкретно и просто. Вот пара примеров.

©

Когда мы слушаем бизнес-презентации, то обычно стараемся интерпретировать те данные, что нам показывают. Например, графики, выводы, рекомендации. Но редко мы тратим столько же усилий, чтобы понять, что не было показано и что стоит ещё посмотреть.

Когда мы выбираем, чем заняться, то обычно просто учитываем плюсы и минусы этого выбора. Будь то занятие на следующее 5 минут или на всю жизнь. Но редко тратим столько же энергии, чтобы представить все те миллионы возможностей, которые мы упускаем решив в пользу чего-либо. Будь то просмотр вечером фильма, определенная задача на следующие полчаса на работе или выбор определенного карьерного пути. Выбрав, например, просмотр фильма, мы не думаем, что упустили чтение одной из тысяч книг написанных в этом году, возможность попробовать впервые в жизни попробовать написать или снять фильм самому или просто позаниматься спортом, позвонить друзьям или что-нибудь ещё из бесконечного поля возможностей.

Когда мы выбираем на что потратить деньги, то обычно думаем, стоит ли эта покупка того. Насколько нам этого хочется, насколько конкретный вариант соответствует ожиданиям, насколько приемлема цена. Но реже думаем о том, на что те же деньги мы могли бы потратить завтра или через 10 лет и как ценность тех вещей в будущем соотносится с той, что перед нами.

И вообще, когда нам жизнь предлагает 2 варианта, мы не задумываемся, не отказаться ли от выбора и не выбрать ли что-нибудь из миллиона других вариантов.

Я не знаю, что это и что об этом думают, и думают ли вообще, нейрофизиологи и психологи. Экономисты нечто похожее называют opportunity cost (альтернативные издержки), правда в гораздо более узком контексте. Но мне кажется, что это везде и повсюду. И наша жизнь могла бы быть намного лучше, если бы мы были более осознанными в этом плане. А может быть и нет. Ведь концентрируясь на этом, мы бы не концентрировались на многом другом.

Книги: The World is Flat by Thomas Friedman и A Brief History of Time by Stephen Hawking

После долого периода, когда не нравилось практически всё, что начинал читать, начало везти на интересные книги. Вот ещё парочка.

1. The World is Flat by Thomas Friedman.

Книга об уже надоевшей всем глобализации, но написанная довольно интересно. Томас рассказывает о том как менялась мировая экономика и международный бизнес на протяжении последних 20 лет, делает краткий экскурс в историю IT вообще, интернет технологий и open-source в частности, много говорит про outsource в Индии, offshore в Китае и wireless technology в Японии. Он выделяет 10 основных flatteners – факторов, которые сделали мир плоским. Вдохновляющая довольно книжка, хоть и не дочитанная пока до конца.

2. A Brief History of Time by Stephen Hawking.

Тот ещё взрыв мозга. О развитии физики на современном этапе в исполнении Стивена Хоукинга понятно и доступно без уравнения и с минимумом специфических терминов. Об учёных прошлого, о теории относительности, квантовой физики, атомах, вселенной и даже путешествиях во времени. В общем слушалась с очень большим интересом, подумал даже и почему я прогуливал уроки физики в школе? Видимо, спасибо учителям за отбитый интерес, так бы может закончил сейчас физфак 🙂

В общем обе рекомендую, если аннотации заинтересовали.

Впервые попробовал слушать аудиокниги и сразу на английском, пошло просто замечательно. Практически всё понятно, в дороге слушать очень удобно.

Мировое распределение запасов нефти (карта)

Как выглядел бы мир, если бы размеры стран на картах были эквиваленты запасам нефти этих стран. По-моему, отличный пример наглядной инфографики.

Увидел у altz-gameraltz-gamer, источник.

Сколько экономистов нужно, чтобы закрутить лампочку?

Впервые наткнулся на версию знаменитой lightbulb joke про экономистов. Лично мне понравилось:

«

How many economists does it take to screw in a light bulb?

None. If the light bulb really needed changing, market forces would have already caused it to happen.

»

HR, маркетинг на рынке труда и имидж компании

Имел я в последнее время возможность изучать региональный рынок труда и мои впечатления, надо сказать, с трудом укладываются в нормативную лексику. Что же это такое, дамы и господа, подавляющее количество вакансий вообще не вызывает желания на них откликаться. Не столько и не только из-за не подходящих условий, но из-за просвечивающего через эти вакансии отношения к работе и сотрудникам.

Действительно, к хорошему привыкаешь быстро, общаясь с лучшими HR агентствами и HR отделами крупных западных компаниях, начинаешь принимать такую работу как стандарт. Однако стандартом пока является другой уровнено, особенно в регионах. Достаточно просто зайти на один из тысяч сайтов по поиску работы и посмотреть внимательнее на список открытых вакансий (на резюме я не смотрел, но что-то подсказывает мне, что ситуация не лучше).

Уважаемые работодатели, владельцы компаний малого и среднего бизнеса, а также сотрудники отдела подбора персонала, пора бы вам уже понять, что рынок труда это такой же рынок как и рынок сбыта или рынок поставщиков. И если вы хотите лидерства на рынке, то заинтересованы в привлечении лучших кадров, равно как лучших поставщиков и равно как в сбыте продукции в наибольшем объёме на лучших условиях. А значит применять нужно всё те же маркетинговые стратегии, клиентоориентированность и брендинг. Потому как выбираете не только вы из тех, кто отсылает вам резюме, но и вас. И чем соискатель лучше те больше у него выбора и тем больше у вас шансов отбить его интерес работать у вас с помощью непрофессионального подхода.

Итак, вот подборка главных ошибок:
1. Неадекватные компенсационные пакеты. Компании и их кадровая политика, конечно, бывает разной, но хороший маркетолог за 5000 руб. в месяц это всё же сегодня оксюморон. Особенно смешно, когда видишь, что вакансия опубликована несколько раз и предложение немного увеличивается через неделю. Неужели никто не позвонил?

2. Неадекватное описание обязанностей. Поймите, человеку нужно понимать, что вы от него ожидаете на конкретной позиции, заголовки «менеджер по развитию бизнеса», «менеджер проектов» с одним-двумя короткими и размытыми до бесконечности предложениями в описании такого понимания не дают. Это не тот случай, когда загадочность играет вам на руку.

3. Оформление вакансии. Невероятно, но некоторые компании ленятся даже нормально оформить свои вакансии. Встречаются сообщения в нижнем регистре или даже с пунктуационными и орфографическими ошибками.

4. Email на бесплатных сервисах mail.ru, inbox.ru, etc. Сколько уже было написано по этому поводу, но, видимо, бесполезно. Примите как аксиому. Это не солидно. Ещё хуже, если это ваш личный адрес почты, погуглив который можно много интересного узнать о вас и о компании. В клинических случаях доходит до «милых» никнеймов в этих адресах, вместо фамилии-имени.

5. Не обеспечение нормальной обратной связи. Очевидно, что у соискателей возникают вопросы. Так вот если в контактной информации оставлен адрес почты или номер ICQ, то неплохо бы позаботиться о том, чтобы человек, который будет отвечать на письма и сообщения смог вежливо, по-деловому, на правильном русском, чётко и понятно ответить на возникающие у соискателей вопросы. Казалось бы, банально и очевидно, но в реальности почему-то дела обстоят иначе.

6. Несоответствие названия позиции и категории, в которую отнесена вакансия собственно должностным обязанностям. PR менеджеры, у которых в требованиях значатся только дизайнерские навыки, «менеджеры по развитию эквайринга и стратегического партнёрства» от которых не требуется ничего кроме личного а/м и опыта от 1года, это всё очень смешно и грустно одновременно.

И это только верхушка айсберга, на самом деле список можно продолжать дальше, а последующие этапы отбора – «отдельная песня». Но пока хотелось только сказать, как работодатели сами лишают себя конкурентных преимуществ в подборе персонала на самой первой стадии.

Кто-то скажет, сплошные проблемы, мы скажем широкие поля для улучшений. Уважаемые эйчары, будьте чуточку умнее пожалуйста! Это вернётся вам же в виде более качественного трудового ресурса, а как следствие в виде той самой максимизации прибыли.

А напоследок, немного высококачественного юмора. Великолепный пример оформления вакансии на позицию военнослужащего российской армии.